Из точки А в точку В можно попасть двумя путями. Один – короткий, но рискованный – через затянувшийся льдом пруд, другой – длинный, с затратами большего количества сил и времени, которого как всегда не хватает, но безопасный – в обход пруда. В задачке спрашивается: какой путь наиболее выгодный? Часто ли перед вами вставала такая дилемма? Для решения задачи, как известно, нужно располагать достаточным количеством данных. В рассматриваем случае – иметь представление о тех самых рисках, ради которых мы готовы сэкономить время и расстояние. Иными словами, нужно знать, что будет, если не окрепший еще лед провалится под нашими ногами. Говорят, что наиболее благоприятный для обучения период жизни человека – это детство и юность. Поэтому занятие по основам безопасного поведения вблизи водоемов в зимний период сотрудники Управления по Центральному округу Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы совместно с работниками пожарно-спасательного отряда №207 подготовили для учащихся 8 и 10 класса московской школы №1501.
«Сейчас средняя температура воды в московских прудах составляет 3 градуса. При температуре плюс четыре градуса человек может находиться в воде не более 15 минут. А если температура воды всего плюс два градуса, то смертельное переохлаждение наступает уже через 5-7 минут», – предупреждает заместитель начальника отряда Артур Кравченко.
На примере водолаза в сухом гидрокостюме, «провалившегося» под лед, ребятам объясняют, что при падении в воду нужно прикрывать лицо руками, чтобы не пораниться об острые края льда; всплыв, ухватиться за край льда, найти надежный участок и стараться выбраться на него, широко расставив руки и постепенно перенося вес тела из воды на ледовое полотно; лежа, перекатами удаляться от полыньи.
«Провалившиеся под лед часто допускают такую ошибку – пытаются выбраться «по ходу движения», то есть на тот край полыньи, «к которому» шли. А выбираться нужно в противоположном направлении – откуда пришел человек, потому что там, где он уже прошел, лед точно выдержит вес тела», – разъясняет спасатель.
А чтобы ребята могли попробовать себя в роли спасателей, им показали, как использовать для оказания помощи утопающему конец Александрова и спасательный круг.
«Практические занятия со спасателями помогают школьникам не только узнать, но и в какой-то мере прочувствовать последствия беспечного поведения на льду. Подавая сегодня спасательный круг условному пострадавшему и вытаскивая его из воды, они видели, как тяжело помогать человеку, оказавшемуся подо льдом. Я уверен, что такой урок не забудется и при необходимости поможет ребятам сделать выбор в пользу безопасности», – отметил заместитель начальника Управления по ЦАО Департамента ГОЧСиПБ Анатолий Мартынков.